Главная \ Обзоры \ Тест акустики EDGE для громкого фронта - два широкополосника и четыре рупорных твитера

Тест акустики EDGE для громкого фронта - два широкополосника и четыре рупорных твитера

В Интернете много обзоров по "эстрадной" акустике, в основном это простое "поставили, понравилось / не понравилось". Вроде бы задумка честная, все наглядно, но… не всегда объективно. Проблема в том, что производители не всегда дают параметры на свои динамики. А не зная их, легко ошибиться, и удачная модель останется непонятой и невостребованной. Сейчас я постараюсь показать, что не все широкополосники можно ставить одинаково. Для этого, как всегда, задействую "тяжелую артиллерию" – инструментальные измерения. А потом заодно и твитерам достанется. Короче, все серьезно.
Для теста всю технику взял одного бренда, но с разными конструкциями. Тут ведь стояла задача не сравнить какой бренд круче, а именно понять, почему каждый динамик требует своего подхода, как получить максимум от "эстрадки", почему системы порой получаются такими пронзительными и крикливыми и как не заработать рак ушей и слуховой аппарат к 40 годам. Под руку подвернулся Edge. Взял два комплекта широкополосников и четыре комплекта "свистков". Итак, поехали смотреть.

Широкополосники Edge ED PRO8M-E4 (8 дюймов) 

image001
image002

Раз уж держу в руках, то пару слов о конструкции. Корзина штампованная, так что ставить нужно аккуратнее. Перетянете – и пойдет перекос со всеми вытекающими последствиями. В комплекте идет стильное декоративное кольцо, но можно докупить опциональную решетку. 
1
2

АЧХ Edge ED PRO8M-E4: красная кривая - по оси динамика, синяя кривая - под углом 45 градусов

 • Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
 • Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л
 • Qms (механическая добротность) – 5,69
• Qes (электрическая добротность) – 0,72
• Qts (результирующая добротность) – 0,64
• Mms (эффективная масса подвижной системы) – 24,2 г
• BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
• dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 92.0 дБ

Пока все без сюрпризов, динамик ориентирован на установку в двери и любит, когда с тыльной стороны у него свободно.

Из плюсов – резонанс относительно невысокий для "эстрадника", так что можно даже попробовать сделать две настройки. Первая – для работы на высокой громкости. Хотите, чтобы динамик не срывался в хрип, раздел с сабвуфером должен быть никак не ниже 160-200 Гц. Вторая настройка – для работы на небольшой громкости. Динамик позволяет опустить раздел с сабом до более вменяемых 60-100 Гц. Но наваливать с этой настройкой не стоит.

Из минусов – тяжеленькая для "эстрады" подвижная система. С ростом частоты проблемы начинаются раньше, чем обычно – АЧХ выше 3 кГц становится уж слишком задиристой. Хотя под углом к оси динамика звучание меняется не очень радикально, и это плюс.

Edge ED PRO65G-E4 (6,5 дюймов)

3

4


За конструкцию – твердая пятерка. Корзина литая, прочная, динамик идет уже с вклеенной защитной решеткой. Смотрим что по части звукового инжиниринга: 

5
6
АЧХ Edge ED PRO65G-E4: красная кривая - по оси динамика, синяя кривая - под углом 45 градусов
 • Fs (собственная резонансная частота) – 107 Гц
• Vas (эквивалентный объем) – 6,1 л
• Qms (механическая добротность) – 5,73
• Qes (электрическая добротность) – 0,46
• Qts (результирующая добротность) – 0,42
• Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,6 г
• BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
• dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 94.2 дБ

Очень легкая подвижка, динамик гораздо легче и ровнее работает на высоких частотах. Имеет более высокую чувствительность, а это значит, что вы получите высокую громкость с меньшим количеством динамиков.

А теперь как раз то, о чем говорил в самом начале. При обычной установке в двери будет ранний спад АЧХ, и вы получите самый заурядный среднечастотник, да еще и перегружающийся не на самой большой громкости. И тут его вроде бы можно отложить, так и не поняв, как он может играть...

Но мы ж тут не зря измерения затеяли, верно? Если посмотреть на результаты повнимательнее, то окажется, что этот динамик раскроет свои возможности не в двери, а в… фазоинверторном корпусе. Причем даже городить сложные конструкции не придется. Самый компактный вариант – всего по 4 литра на динамик с портом на 105 Гц. Для двух динамиков потребуется всего-то 8 литров чистыми и круглый 8-сантиметровый порт длиной 10 см. И тогда это будет уже не перегружающийся "орун", а полноценный работник громкого фронта. Для него, как и для 8-дюймового ED PRO8M-E4, уже можно будет сделать две настройки – для высокой громкости и для небольшой.

Все, друзья, с широкополосниками этого пока достаточно. Надеюсь, получилось наглядно показать, что каждый динамик требует своих условий для нормальной работы. Выводы будут в конце, а пока что перейду к твитерам.

Твитеры:
Все сегодняшние испытуемые построены одинаково – металлическая излучающая диафрагма нагружена рупором. Самая настоящая резонансная конструкция, за счет которой и получается такая высокая чувствительность. Но при этом конструкции все же разные, так что можно ожидать, что и результаты будут сильно различаться. Короче, смотрим. 

7

Да, кое-что важное. Все динамики включались через конденсатор из комплекта. По сути, фильтр первого порядка. Во всех случаях емкость этого конденсатора – 2,2 мкФ. На форумах частенько приводится таблички – какая емкость конденсатора какой частоте среза соответствует. По ним для 8-омного динамика срез должен получиться в районе 9 кГц, для 4-омного – еще выше. Но это в теории, которая не учитывает слишком многого. Ничего пока не буду говорить, а просто покажу, как обстоят дела на самом деле, сами поймете. 

Edge ED PRO35T-E4

8
9
10
АЧХ Edge ED PRO35T-E4: красная кривая - по оси динамика, синяя кривая - под углом 45 градусов

Номинально этот динамик 8-омный. Смотрим внимательно на АЧХ. Динамик начинает эффективно работать ни от каких не от 9 кГц, а чуть ли не от 2 кГц! Когда включим его параллельно с широкополосником, то получится, что широкая частотная область будет воспроизводиться одновременно обоими динамиками! Вот вам и одна из причин крикливости многих "эстрадных" систем. К тому же еще и собственный резонанс твитера оказывается в его рабочей зоне, и вот вам вторая причина "грязи" в звучании на высокой громкости. 

 Чтобы избежать всего этого, можно заменить конденсатор на любой другой с меньшей емкостью. А еще лучше подумать о схеме с поканальным усилением, чтобы появилась возможность настраивать частоту раздела между широкополосником и твитером. Благо, нынче это даже не самые дорогие головные устройства умеют. Взять, хотя бы, тот же Alpine CDE-193BT. Или Kenwood в этом году должен что-то интересное по вменяемой цене выпустить. 

Edge ED PRO37TA-E4

11
12
13

АЧХ Edge ED PRO37TA-E4: красная кривая - по оси динамика, синяя кривая - под углом 45 градусов

4-омный твитер с более коротким рупором. АЧХ тут поинтереснее, чем у первого динамика, неравномерностей меньше. Хотя эффективно работать начинает тоже ни разу не высоко – уже с 3 кГц орет в полный голос. 

Edge ED PRO38TA-E4

14
15
16
АЧХ Edge ED PRO38TA-E4: красная кривая - по оси динамика, синяя кривая - под углом 45 градусов

Еще один 4-омный твитер. Рупор здесь тоже короткий, но более узкий. В остальном конструкция аналогична ED PRO37TA-E4. Чуть выше эффективность в "звонкой" области выше 4 кГц, но при этом завал по частоте начинается раньше. 

Edge ED PRO4TX-E4
17
18
19
АЧХ Edge ED PRO4TX-E4: красная кривая - по оси динамика, синяя кривая - под углом 45 градусов

Самый большой в обзоре твитер со здоровенной звуковой катушкой. Сопротивление 8 ом, а в комплекте все тот же 2,2 мкФ конденсатор. О каком срезе в 9 кГц вы говорите? Посмотрите на снятую АЧХ, твитер начинает эффективно излучать вообще с 1,5 кГц! Правда, все это ценой адской неравномерности как на оси, так и под углом.

В общем, потенциал высокий, но для полной отдачи возможностей этот "свисток" нужно использовать только в поканалке и стыковать с широкополосником опять же никак не ниже 5 кГц.

Выводы:

Ну что, пришло время подытожить. По пунктам.

 • "Эстрадные" динамики – только для работы на открытое пространство. Не ждите, что широкополосники будут работать в качестве полноценных мидбасов и качать басовый панч. Да, с натяжкой их можно использовать в качестве мидбасовых, но только при выполнении определенных условий – невысокий уровень громкости и, главное, правильное акустическое оформление. Еще раз. Правильное. Акустическое. Оформление. Для каждого динамика – свое. 

 • Обязательно смотрите на параметры, чтобы выбрать правильный вариант установки. Не все динамики работают на объем двери, некоторым нужны корпуса. Нельзя сравнивать принципиально разные динамики в одинаковых условиях. Засада в том, что к большинству "эстрадников" заводских параметров просто нет. Если сильно прижмет, то обращайтесь – лучше один раз отмерить, чем семь раз напилить не то. 

 • Твитеры на самом деле играют ниже, чем вы предполагаете, выбирая конденсатор просто по справочным таблицам. Не нужно слепо ориентироваться только по ним. Экспериментируйте с номналом. Не бойтесь уменьшать емкость конденсатора, это поднимет частоту среза и сделает звучание чище. 

• А еще лучше стройте громкий фронт сразу по схеме с поканальным усилением. Выставляя частоту раздела между твитером и широкополосником, можно добиться реально громкого звучания без крикливости и грязи. В таких схемах обязательно ограничивайте широкополосники по частоте сверху. Если этого не сделать, то широкополосник и твитер будут воспроизводить слишком широкий частотный диапазон вместе, а это – одна из причин резкого пронзительного звучания. 

В общем, используйте потенциал динамиков правильно, и тогда вашу систему будут называть действительно громкой, а не орущей.