Главная \ Обзоры \ Компонентная акустика Focal Performance PS165

Компонентная акустика Focal Performance PS165


Какое первое выражение узнаёт человек из французского независимо от намерений продолжить изучение этого изумительного языка? 

Разумеется, «Кес ке се?», даже детские стишки на базе этого оборота имеются. Лишь продвинувшись в освоении французского до стадии письменного, узнаёшь ужасную правду: простейший вопрос «Что это?», получающийся не самым длинным даже на русском письме, на французском придётся писать некоторое время. Qu'est-ce que c'est? Четырнадцать букв, не считая мелкого крепежа между ними. Диалектику простого и сложного потомки Карла Великого понимают по-своему, а понятое крепко берегут. Напишите на бумажке Bordeaux или Beaujolais «как слышится» и покажите продавцу. Трезвый образ жизни вам будет обеспечен — не поймут и не продадут.

В прошлом номере у нас был обзорный материал о модельной политике акустики Focal нового поколения. Сегодня, когда в тесте дебютирует представитель новой серии Performance, любопытно сопоставить модельную политику с технической. Сложнее стали новые «Фокалы» или проще? Как оказалось, простота и сложность здесь находятся в по-французски причудливых отношениях.

Вот например: уже на самом начальном этапе знакомства с компонентной системой PS 165 обращает на себя внимание устройство кроссовера — фильтры НЧ и ВЧ помещены в раздельные корпуса, что как бы намекает на усложнение. Однако замечаем: фильтр НЧ состоит из единственной воздушной катушки, что намекает на совершенно противоположное.

Такое конструктивное исполнение оптимально при подключении по способу би-ампинга, можно использовать лишь тот из фильтров, который вам нужен, либо не использовать ни одного, впрочем, забегая вперёд, заметим: фильтры PS 165 оказались сделаны далеко не наобум, а напротив, в полной мере учитывают особенности головок, входящих в комплект, я бы не спешил с ними расставаться. Пара фильтров (да хоть бы и все четыре, на оба канала) могут соединяться в блок при помощи «ласточкиных хвостов». 

Фильтр ВЧ — и простой, и сложный одновременно. С одной стороны, электрически это фильтр первого порядка (как и НЧ). Но тогда почему там два плёночных конденсатора и два переключателя? А потому, что здесь существенно расширены возможности настройки. Один из переключателей определяет величину ёмкости в цепи пищалки, включая в цепь либо один конденсатор, либо другой, либо оба, а следовательно, возможны три значения частоты среза ФВЧ. Позиции переключателя обозначены как 1/2/3, чем больше цифра, тем ниже частота среза. Второй переключатель управляет аттенюацией: 0/-3/-6 дБ. В общей сложности, как показывает нехитрая калькуляция, наготове девять вариантов АЧХ верхнечастотного звена кроссовера.

Материал диффузора мидбаса заимствован у прежней серии Polyglass — целлюлоза с покрытием из мельчайших стеклянных шариков. В центре компонентных мидбасов серии Performance находится классической формы фазовыравнивающее тело («пуля») из плотного пластика. Высококачественный литой корпус должным образом заглушён. Кстати, вместо бесчисленного количества крепёжных отверстий, соответствующих разным стандартам, в ободе мидбаса Focal лишь довольно длинные пазы, которые должны подойти на любой случай жизни. Я уже испытал эти пазы в деле и могу сказать: монтировать головки очень удобно, тут специалисты Focal-JM Lab в очередной раз продемонстрировали самостоятельность мышления. Резиновый подвес имеет самую ходовую (для «шестёрок») ширину 11 мм. Диаметр звуковой катушки тоже самый обычный — 25 мм. Габариты магнита 85 х 17 мм. Верхнего уплотнительного кольца на ободе корпуса нет, а дизайнерской разработки рамка защиты монтируется снизу. Провода к катушке мидбаса проложены по второму способу и зафиксированы на конусе.
 

Пищалка комплекта существенно отличается от уже нами виденных. Разумеется, в основе её — обращённый купол, чрезвычайно трудно было бы представить себе иной рядом с логотипом Focal. Купол диаметром 27 мм изготовлен из алюминиевого сплава, схема подвеса — существенно не такая, как в «полиглассовых» TNB, и больше напоминает «номерные» TN с гибким тканевым подвесом по периферии. Оттуда же в конструкцию пищалок для серии Performance перешло фазовыравнивающее тело на «мостике» перед куполом, а серия K2Power поделилась с новой разработкой акустическими дефлекторами на обоих концах оси, перпендикулярной «мостику». Разработчики называют это «частично рупорной нагрузкой», так оно и есть.

В общем, «всё лучшее — детям», дети в данном случае — акустика самой молодой серии. В состав монтажных принадлежностей входит пара обтекаемых корпусов для установки пищалок на поверхность с разворотом оси на 60 градусов, то есть, если кто не понял, под углом 30 градусов к поверхности опоры. На фото вы видите твитер в «плоском» корпусе для монтажа на поверхность, если пищалку оттуда извлечь, то она будет готова для установки «в тело».
 
Теперь монтируем PS 165 в тестовые ящики с объёмом двери, подключаем всё, что нужно, и начинаем слушать. Начальные установки выбираем по принципу максимума энергетики: аттенюатор — на полную, переключатель настройки кроссовера — в положение «3», означающее наиболее широкую полосу частот, поступающих на ВЧ-излучатель. В этой настройке меди в соло ударной установки в избытке, но окраска её породистая, без железного звона. Переводим аттенюатор в положение «-3». Тарелки несколько умеряют свой пыл, хай-хэтом овладевает спокойствие на грани отрешённости, но, по счастью, не за ней. На «-6» породистая окраска медных ударных сохраняется, но тарелки отступают на задний план, где столь изысканно звучащим инструментам не место, поэтому возвращаем аттенюатор в среднюю позицию. Бубен немного бестелесный, ему недостаёт привычной яркости (слушаем, как всегда, под углом 20 — 25 градусов к оси). Когда переключатель настройки кроссовера переводим в «2», бубен становится схематичным, так что лучше вернуть его (переключатель, не бубен) в исходное положение. Если персонально вам требуется привычная для нашей акустики яркость, пищалки надо слушать ближе к оси, мы поставили и такой опыт. Рояль собранный, с хорошим басовым подпором и без излишней звонкости. На верхней середине он сохраняет некоторую незавершённость, но я склонен считать это особенностью звукового почерка, а не недостатком. Динамика достойная и вместе с тем ненавязчивая. Сольные проходы электрогитары акустике тоже удаются, звучание подробное, но без выпячивания резкости рывка струн. Рельеф бас-гитары передаётся уверенно, а спокойная атака вписывается в общий звуковой почерк. На верхних нотах флейт порой ощущается избыточный нажим. Сибилянты мужского вокала естественные, интонирование показалось несколько размашистым (кстати, и у флейтистов мы отмечали слишком явную передачу вдохов). Женские голоса не слишком тёплые, но довольно живые, с едва заметным нерезким нажимом на шипящие. Французский акцент, словом
 
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 160/80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 72 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,490
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,19

Подвижная система мидбаса сравнительно лёгкая (10,5 г), что, впрочем, для конструкции без центрального колпачка естественно. Силовой фактор (4,19 Тл м) не запредельный, но и не низкий. Средняя чувствительность системы получилась точно такая же, как и предсказанная расчётами чувствительность мидбаса. Нелинейные искажения довольно низкие во всём измеренном диапазоне, на средних частотах искажения были бы рекордно низкими, если бы не локальный подъём на верхней границе (4 кГц). В такой форме состоялась расплата за фильтры первого порядка, уважаемые многими (хотя и не всеми) за деликатное обращение с фазой сигнала.
Смотрим на графики импедансных характеристик компонентов и видим: у твитера на редкость высокая резонансная частота, почти точно 4 кГц. А вследствие довольно высокой добротности при работе без фильтра происходит подъём на 5 — 6 кГц. Поведение мидбаса можно признать образцовым, АЧХ монотонно поднимается к верхним частотам, завершаясь финальным пиком на 4 — 5 кГц. Классика. Потом посмотрим, насколько полно характеристики компонентов были учтены при разработке фильтров для них.
Так выглядят характеристики фильтров по напряжению. Фильтр НЧ первого порядка, а без компенсации индуктивности мидбаса эффективная крутизна его спада составляет даже не теоретические 6, а всего 2 дБ/окт. При этом спад начинается очень рано по частоте, уже с 100 Гц или где-то около. Фильтр ВЧ (при отключённом аттенюаторе) даёт крутизну 6 — 8 дБ/окт., включение аттенюатора (синие кривые) снижает крутизну (выше 3 кГц) до 4,5/3 дБ/окт. Частота среза ФВЧ, как видите, наоборот, очень высокая, пищалка во всей полосе работает на ниспадающей ветви характеристики, «на ноль» АЧХ фильтра ВЧ выйдет только за пределами слышимого диапазона. Лиловые кривые иллюстрируют действие переключателя кроссовера. Интригует. Сейчас измерим характеристики компонентов по звуковому давлению совместно с фильтрами и посмотрим, как будет развиваться интрига.
 
Вот как она развивается. Звено ФНЧ практически не повлияло на ширину полосы излучения мидбаса, он по-прежнему (как и в «голом виде») работает до 5 — 6 кГц, а потом стремительно затихает. Однако выбранный ФНЧ аккуратнейшим образом «уложил» АЧХ мидбаса во всей полосе, придав ей строго горизонтальный характер во всей полосе и почти неправдоподобно горизонтальный — до 2 кГц. Характеристики твитера показаны для разных положений переключателя настройки кроссовера. Из-за высокой частоты среза фильтра АЧХ твитера приобрели вид довольно своеобразный, при этом полностью подавленным оказался горб вблизи частоты резонанса. Обратите внимание, в положении переключателей «на максимум» отдача твитера уходит за границы поля графика, то есть за 100 дБ. 
Общую АЧХ системы мы сняли для разных положений переключателя частоты среза ФВЧ, по оси излучения и под углом 50 градусов к ней. Заметьте, характеристики твитера под углом 50 градусов практически повторяют осевые АЧХ со сдвигом вниз. Вот в чём смысл обратного купола, если он правильно сделан. Как и то, чем продиктован неповторимый акцент этой акустики на верхах.
Чтобы не создавать толчеи, на график, иллюстрирующий работу аттенюатора, мы поместили и АЧХ, полученную под углом 30 градусов к оси. На верхней середине (2 — 5 кГц) мидбас демонстрирует выраженные направленные свойства, так что не твитер, а мидбас надо стремиться установить ближе к оси.

В результате монтажа мидбаса в типовую стандартную дверь вы получите полную добротность 0,832, нижнюю частотную границу 75 Гц в свободном поле или 54,5 Гц в типовом салоне. Иначе говоря, басовые возможности не экстремальные, но достойные. Объём минимального ЗЯ 7 л, при граничной добротности 1,1 нижняя частотная граница выйдет на 89/84,5 Гц, об этом говорю для соблюдения традиции, мидбас оптимизирован для работы «на дверь» самым нескрываемым образом.
 
Бесплатные советы: 
1. Переключатель настройки кроссовера лучше оставить в положении «3». 
2. Разворотом твитера добейтесь желаемой трактовки верха. 
3. Мидбас желательно монтировать по оси излучения.Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц Vas, л Qts
76,1 9,75 0,755


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЧТО
Компонентная акустика 165 мм
КТО
Focal PS 165
ПОЧЕМ
7230 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Двухблочная конструкция кроссовера
Низкие нелинейные искажения
Широкая и ровная дисперсия твитера
ЭТО — МИНУС
Узкая дисперсия излучения на верхней середине
ОДНИМ СЛОВОМ...
Le Beaujolais Nouveau est arrive!
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 9
Итог 42